Писатель Павел Бажов: биография, секреты творчества, что входит в Уральские сказы

Биография Бажова
Обновлено:

Приветствую вас, дорогой читатель! Один из моих самых любимых писателей – Павел Бажов, биография которого не менее интересна, чем жизни его героев. Сказы Бажова всегда завораживали меня каким-то волшебством и интересными сюжетами, его неповторимый стиль письма заставлял буквально “проглатывать” произведения.

Так в чем же секрет этого писателя? Как ему удавалось так полно раскрывать национально-культурные особенности в сказках? В заметке я поделюсь интересными фактами о Бажове, о его секретах написания таких волшебных сказов и о том, где он брал вдохновение для своих произведений.

ПАВЕЛ БАЖОВ: БИОГРАФИЯ

Бажов Павел Петрович биография

В прошлом 2019 году широкой общественностью отмечалась дата – 140 лет со дня рождения Павла Бажова, писателя, который прожил трудную, но интересную жизнь, впечатлениями о которой он делился через героев своих сказов.

Павел Петрович Бажов родился в семье горнорабочего в конце 19 века, в 1879 году, в Сысертских заводах. Вскоре семья переехала в город Полевской Екатеринбургской губернии.

В те времена эта местность была горнодобывающей, все детство Павла прошло среди шахтеров и горнодобытчиков. Он с малых лет слушал рассказы взрослых, так как жил в этой среде и не понаслышке знал о тяжелом труде горнорудных рабочих.

Его бабушка, Авдотья Петровна, часто рассказывала ему про каменную гору, про девушку с черной длинной косой, и именно эти воспоминания воплотились у Бажова в образе Хозяйки Медной горы.

А рассказы Василия Алексеевича Хмелинина, старого уральского горняка, который стал прототипом героя деда Слышко, о богатстве Урала и о драгоценных камнях в детстве завораживали Павла и местных ребятишек. Впоследствии они явились для Бажова основой его сказов, поэтому можно утверждать, что жизнь и творчество Бажова неразрывно связаны.

Когда Павел подрастал, время было суровое. Семье приходилось тяжелым трудом зарабатывать на жизнь, но судьба была благосклонна к Павлу: он смог получить образование.

У Павла Бажова с детства наблюдалась тяга к знаниям. Он отлично закончил заводскую школу, потом духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию. Но он не остался в монастыре, а стал преподавать русский язык в учебных заведениях. Так он проработал 20 лет.

Неразбериха в стране после начала 1-ой мировой, гражданской войны, потом революции изменила жизнь многих людей, в том числе и жизнь Павла Бажова. Он ушел из учительского дела и стал журналистом, писал статьи для разных газет.

Биография П.П.Бажова полна приключений: писать свои книги и очерки об Урале он начал еще в годы гражданской войны. В 1924 году вышла его первая книга “Уральские были”. Он постоянно изучал родной край, путешествовал по глубинке и пополнял свои произведения.

Как сказитель Павел Бажов был признан в 1936 году после выхода в свет его рассказа “Девка Азовка”, а в 1939 году вышла в свет и “Малахитовая шкатулка” – сборник рассказов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА УРАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ПАВЛА БАЖОВА

Герои Бажова

Биография Бажова свидетельствует, что он любил путешествовать по Уралу. Он встречался с людьми, изучал их быт, одежду, речь. Его журналистская хватка и внимательность к мелочам пригодились в дальнейшей работе.

В 30-е годы в нашей развивающейся стране начал издаваться сборник “Дореволюционный фольклор на Урале”. Бажов принял активное участие в составлении сборника, хотя из-за строгой цензуры в нем нельзя было описывать тяжелый быт рабочих и включать религиозные элементы.

Для сборника Бажовым были написаны сказы “Дорогое имячко”, “Медной горы хозяйка”, “Про Великого Полоза”. Эти сказы легко прошли цензуру, так как Павел Бажов отметил, что они были написаны со слов деда Слышко (Василия Хмеленина, жителя Полевского медеплавильного завода).

В своих рассказах и сказках Бажов показывает вымышленных персонажей, олицетворяющих природные силы и явления, в которые в то время верил народ. Это отчасти и дало сходство его рассказов с народным фольклором: он очень тонко сшивал правду и вымысел в своих произведениях.

Больше, чем полвека, Павел Бажов прожил на Урале, где добывали золото и плавили руду. Благодаря его рассказам рабочие горного дела предстают перед нами величайшими мастерами, камнерезами от Бога. Описывая их труд, Бажов показал не стремление обогатиться на своей работе, но стремление вложить душу, вдохнуть поэзию в каждую поделку из камня.

Например, Данилушка Недокормыш из сказки “Каменный цветок” говорил Прокопьичу, что хочет сделать так, чтобы выявить полную силу камня. А когда он сделал каменную чашу для приказчика по его же чертежу, то сказал своим знакомым мастерам, хвалившим его работу: “То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно. А красота где?”. И в результате он эту нелюбую чашу разбил молотком.

В рассказе “Чугунная бабушка” показаны настоящие каслинские мастера чугунного литья. Никто из мастеров других близлежащих заводов не мог сделать такие отливки, как каслинцы.

Главный герой рассказа, литейщик Торокин Василий, самостоятельно сделал отливку простого житейского сюжета, как бабка Анисья прядет нить. Он говорил, что бары придумывают непонятное, а ему охота простое показать, самое житейское.

После этого все важные начальники говорили про Торокинскую бабушку: “хорошая вещица, живым от нее пахнет”. Полюбоваться на каслинское литье мне тоже удалось в Чайковском историко-художественном музее, там ему отведен целый зал.

ГЕРОИ БАЖОВА: ПРОТОТИПЫ

Рассказы бабушки и деда Слышко из детства давали Павлу Бажову вдохновение для создания своих сказов в зрелые годы. Верования людей Урала в сказочных персонажей Бажов использовал для создания героев в своих рассказах. Это и является особенностью сказок Бажова.

  1. Огневушка-поскакушка – образ Золотой Бабы из поверий.
  2. Образ Хозяйки Медной Горы – верования и поклонения Земле, Огню, Горам.
  3. Ящерица с короной на голове – хранитель местности.
  4. Бабка Синюшка – Баба Яга, или образ болотного газа.
  5. Кошачьи уши – сернистый горный газ.
  6. Данило Мастер имеет реальный прототип уральского камнереза Данилы Зверева.
  7. Олень Серебряное копытце, который ударом ноги выбивает самоцветы, – прототип Великого Лося, который несет на своих рогах солнце.
  8. Голубая змейка – образ самородного золота.
  9. Великий Полоз – змей, символизирующий мудрость, домашний очаг, плодородие.
  10. Змеевка – дочь Полоза, проходила сквозь камень и оставляла золотой след.

Павел Бажов в своих рассказах и не упоминал о религиозности людей, а показал, как они понимают устройство мира, поклоняясь силам природы и обожествляя их. Уважение к труду красной чертой проходит через все рассказы писателя. Данило Мастер, резчик по малахиту, показан как великий труженик.

В своих сказах писатель Павел Бажов воспевает и красоту Уральских камней: малахита, мрамора, медного изумруда (берилла), яшмы и других. Вот, например, в рассказе “Серебряное копытце” он пишет: “По тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются”.

Уральские камни прославили нашу страну на весь мир. Но очень жаль, что в 19 веке бесконтрольная добыча малахита привела к истощению запасов, и он теперь в стране не добывается.

СВОЕОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ТВОРЧЕСТВА БАЖОВА

Однажды я решила почитать внучке сказку Бажова “Серебряное копытце”. Во время чтения она не раз мне задавала вопросы: “а почему у Коковани такое имя? Что такое душной козел? Что такое пожитки? Что такое балаган? А почему козел рассмеялся, когда Даренка стала его звать “Ме-ка, ме-ка”?”. И еще много других вопросов.

Пришлось ей все объяснять своими словами, так как она была в то время маленькая и еще не умела читать. А мне такой язык был понятен, так как в наших краях, в Свердловской области, где я выросла, так и говорили, особенно старые люди.

История сказов Бажова

Такая самобытная речь и национально-культурные особенности в сказках Бажова помогали читателю представить себя участником событий тех времен. Именно это стало писательским языком Бажова.

И уже не кажется странным, что в горе живет красавица Хозяйка Медной горы, и что она иногда встречается на земле на пути сильных, честных и смелых людей и помогает им. А жестоких и злых она может и наказать, превратив худого человека в глыбу малахита.

А чтобы читателю были понятны некоторые слова, в конце книги “Малахитовая шкатулка” имеется своеобразный словарь, вот, например: жужелка – это название мелких самородков золота, зарукавье – браслет, звосиять – сверкнуть, крепость – крепостничество, мудровать – дурачить кого-нибудь, пустоплесье – открытое место в лесу, ухайдакать – сгубить, истратить, потерять, и много других слов.

Павел Петрович Бажов в неповторимой поэтической форме писал о чаяниях людей начала советской эпохи, об их тяжелом труде, о трудолюбии. Он словами героя рассказа говорил: “Работа – штука долговекая! Человек умрет, а дело его останется”.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ АВТОРЕ И О КНИГЕ “МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА”

Старинную книгу (послевоенного 1949 года издания) Павла Бажова “Малахитовая шкатулка” я помню с детства. Каким-то образом она оказалась у нас дома, видимо, была по ветхости списана из библиотеки Талицкой школы ФЗУ, и мой отец принес ее домой.

Шрифт в книге был мелкий, но мне нравилось читать сказки “Огневушка-поскакушка”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Чугунная бабушка” и другие. История Урала и живущих там людей меня всегда интересовала.

Много фильмов я посмотрела и прочла также много книг об истории Урала того времени, когда он становился оплотом металлургии России. Но старая книга “Малахитовая шкатулка” так и манит снова раскрыть ее и прочесть очередной сказ Бажова.

Павел Бажов за сборник рассказов “Малахитовая шкатулка” в 1943 году получил Сталинскую премию, впоследствии ему вручили орден Ленина за заслуги в области художественной литературы.

Автор Уральских сказов Павел Петрович Бажов не забыт. Он остается с нами благодаря своим произведениям, благодаря дому-музею в Екатеринбурге, выставкам, монументам, названиям улиц во многих Уральских городах. Его именем даже учредили литературную премию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образы Бажова

В данной заметке я рассказала о биографии Бажова, о творчестве писателя и об особенностях его сказок, а также об истории создания и прототипах главных героев сказов Бажова, которые все нам известны с детства.

“Малахитовая шкатулка” принесла П.Бажову мировую славу. Его сказы переведены на 64 языка. Никто из писателей не писал о горнорабочих с такой любовью, как Павел Бажов. Он единственный описывает труд камнерезов Урала как величайшее искусство.

Книга “Малахитовая шкатулка” давно перешагнула границы нашей страны. Ее читают во многих странах. Очень хотелось бы, чтобы наши дети и внуки хоть немного знали историю края, где живут, какими были их предки, как жили, чем занимались. Пусть в этом им помогут главные герои “Уральских сказов” Бажова.

Дорогой читатель! Пожалуйста, поделитесь, знакомы ли вам сказы Павла Бажова? Читаете ли вы их детям и внукам?

2 комментария

Аватар комментатора Галина Автор: Галина

Ольга, у меня в детстве тоже была большая книга сказок Бажова с очень красивыми иллюстрациями. Она и сейчас стоит у меня в шкафу.

Аватар комментатора Ольга Лазаревич Автор: Ольга Лазаревич

Галина, вы любительница чтения, у вас много чего, наверное, найдется на полках!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение